Логика – это инструмент, который помогает исследователям определить релевантных участников и направить респондента или группы респондентов по уникальному сценарию прохождения опроса, учитывая уже полученные от них ответы в ходе анкетирования или другие данные из внешних информационных систем, например, из CRM. Роль логики заключается в динамичной персонализации анкеты и получении как можно более точной информации от каждого респондента.
Функционал Oprosso позволяет настраивать два вида логики – логику переходов и логику отображений – прямо в интерфейсе, без использования программирования. Оба вида логики позволяют управлять показами вопросов в анкете в зависимости от цели исследования и релевантности респондента. И логика переходов, и логика отображения в своей основе имеют принцип «Если – То перейти к», и обе создают разветвленный сценарий для каждого респондента или группы респондентов. Их главное различие заключается в том, на какой вопрос они ориентируются при выполнении условий: логика отображения – на предыдущий, а логика переходов – на последующий.
Эта логика отвечает, как понятно из названия, за демонстрацию и скрытие вопросов. Если в исследовании о популярности новой услуги сотового оператора респондент на вопрос «Пользовались ли вы нашей услугой последние полгода?» дал ответ «Нет», логика отображения не даст ему увидеть следующий за этим вопросом блок, раскрывающий тему использования услуги в последние несколько месяцев. При этом человек, ответивший на тот же вопрос «Да», перейдет непосредственно к уточняющему блоку. Логика отображения может скрывать или показывать вопрос или блок вопросов респондентам, если они соблюли одно или несколько условий в предыдущем вопросе:
Этот вид логики позволяет создать персонализированный путь респондента в зависимости от указанных условий, и это не просто переход от вопроса к вопросу, а разветвленный сценарий, рассчитанный на одного респондента или одновременно на группу респондентов. Классический пример: после прохождения вопроса на выявление уровня лояльности (NPS) можно развести нейтралов, критиков и промоутеров по трем разным веткам прохождения анкеты, показывая для каждой группы свой набор вопросов.
Логика переходов позволяет настроить скринирующие вопросы, то есть вопросы, которые отсеют нерелевантных респондентов в любой момент прохождения исследования. Если респондент оказывается не релевантен цели исследования, для него можно настроить отдельный закрывающий экран или любой другой специальный слайд в анкете.
Как уже было сказано, логика переходов и логика отображений срабатывают при соблюдении определенных условий, которые настраивает сам исследователь. Окно настройки для обеих логик содержит базовый набор, состоящий из трех полей:
Набор переменных у всех полей тоже одинаков. Для «Условия» это:
Графа «Оператор» открывает список значений, который зависит от типа данных, полученных из выбранного «Условия». Всего таких значений в функционале Oprosso до 20 штук.
В графе «Значение» переменные также не унифицированы и зависят от варианта, выбранного в поле «Условие». В зависимости от типа данных они могут варьироваться от «да» или «нет» до списка вариантов, соотносящихся с выбранным условием.
В настройках логики переходов есть два поля, которые характерны только для этого типа. Это поле «То перейти к», которое объясняет, чем должно закончиться выполнение условия, и поле «В других случаях перейти к», которое уточняет, что произойдет во всех остальных вариантах. Результатом выполнения условия может стать переход к определенному вопросу или на завершающий экран.
Для усиления персонализации анкеты можно строить группы условий с использованием переменных «И» и «ИЛИ», добавлять новые логические блоки (для логики переходов). Количество дополнительных условий не ограничено, с их помощью можно настроить точечный показ, если среди большого количества респондентов необходимо получить ответы от определенного сегмента.
Помимо выстраивания разветвленной логики в рамках одного исследования, функционал Oprosso предлагает исследователям следующие возможности:
Логические цепочки в анкете, особенно в больших разветвленных опросах, сложно все время удерживать в голове. Для удобства исследователей в функционале Oprosso существует инструмент, который называется «Карта логики». Он отображает вопросы, для которых применили логику, а также все условия, операторы и значения, настроенные для этих вопросов. Такая визуализация упрощает процесс настройки логических цепочек и облегчает понимание общего сценария.
Для того, чтобы открыть карту логики вашего исследования, нажмите на значок «Показать карту логики», который находится в разделе «Конструктор», в правом верхнем углу рабочей области.
Открывшаяся таблица показывает отдельно логику отображения и логику прохождения для каждого вопроса.
Для наглядности карту логики можно напечатать, нажав на кнопку «Распечатать».
Планирование сценариев прохождения – объемная задача, требующая от исследователя усиленного внимания, сосредоточенности и запоминания всех нюансов. Использование логики отображения и логики переходов, представленных в Oprosso, позволяет получить максимально персонализированную и точную информацию о респондентах, а инструмент «Карта логики» помогает исследователю визуализировать будущую анкету.
Настройка логики – большой путь со множеством перекрестков. И, как и любая другая настройка, логика требует внимательности и тестирования результатов. Этот путь от начала и до конца можно пройти в одиночку, но, если вам нужен проводник или просто помощь в реализации задуманного, не премините обратиться к нашим специалистам клиентского сервиса.